Предисловие к фильму РЕАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ / Что такое этнографическая экспедиция / Велотрип по Курской области

Всем привет!

Это краткий пост о нашей экспедиции в Курскую область и немного о том, что есть такое - фольклорная экспедиция. )) В конце статьи ты найдешь фильм "РЕАЛЬНАЯ ДЕРЕВНЯ", снятый нами в этой поездке. Хотим передать все свои чувства, эмоции и переживания. Чтобы получить всю порцию впечатлений, читай так называемый пролог к нашему фильму.

Приятного прочтения и просмотра. )

 

Что такое фольклорная или этнографическая экспедиция? Если попытаться ответить в двух словах, то это поездки в какое-либо место, с целью собирания фольклора и этнографии. И да, такие поездки существуют и имеют место быть. )) 

Я в такую экспедицию за песенным фольклорным материалом отправилась в качестве руководителя экспедиционной группы студентов-магистров СПбГИК.
Для меня это была уже седьмая экспедиция, и планируя ее, хотелось уловить то, что до этого не получалось. Я обратилась к руководству института с просьбой добавить к нам в группу еще пару человек другой специальности, а точнее мастеров фото и видео дела. Если опускать все подробности, то мне повезло и за неделю до отправления я нашла двух классных ребят. 
Всего нас оказалось пятеро: Я, Вероника, Оля, Аня и Ваня. Кстати говоря, это именно те люди, которые помогли мне сделать и запустить этот сайт.

Почти все было готово к отъезду, но... В Курской области, собственно, как и во многих других областях, существуют проблемы с транспортом и передвижением между населенными пунктами. А любая экспедиция предполагает частые и, обычно, незапланированные передвижения в пространстве. Было бы, конечно, здорово взять с собой микроавтобус с оборудованием для съемки и записи. Или машину в аренду, как в Европе, где ты можешь это сделать практически в любом месте, а в нужное время оставить в другом. Но увы, реалии таковы, что в этой поездке от деревни к деревне мы могли передвигаться только рейсовыми автобусами, которые ходят 1-2 раза в день, а иногда и реже. И тут ко мне пришла гениальная идея - а почему бы не взять с собой велосипеды? )) И в логистике поможет, и спортом будем заниматься параллельно. Благо, участники группы мне доверяют и пошли на эту авантюру. Потому что 5 велосипедов в плацкарте, это, конечно, эпикфэйл)))) Найдя велосипеды на всех, съездили на сервис, взяли какие-то ключи с собой (по совету мастеров и сервиса), купили ткань и скотч, из которых сделали перед поездом самодельные чехлы и в путь. Запрыгнув под петербургским дождем в вагон за 2 минуты до отправления, поняли, что поездка будет веселой и путешествие началось...

Нам предстояла 10-дневная экспедиция по Беловскому району Курской области, с заездом в соседний район. За это время с нами успело произойти многое, но хочется остановиться на самых запоминающихся и трогающих моментах.


Нашей базой стало село Щеголек. В нем мы общались со многими информаторами (так называют людей, которых записывают в процессе работы), осуществляли классическую для фольклорных экспедиций запись ансамбля Дома культуры. Кое-где такие коллективы еще сохранились и даже поют аутентичные, то есть очень старинные, песни.

Находившись в Щегольке, мы периодически делились на маленькие группки и колесили в соседние села, чтоб встретиться с бабушками, которые могут поведать старину. Нужно сказать, что организация данного процесса не очень простая. Нужно иметь навыки общения, дипломатии, психологии, а иногда и какие-нибудь магические не помешают, чтоб договориться с бабушкой. )) План обычно таков. Просто узнать, где в этом селе живёт бабушка, которая помнит старинные песни и может их спеть. Вопрос - как узнать? )) Выспросить у местных жителей! Как говорится, язык до Киева доведёт. "Пойдёшь по этой улочке вниз, за поворотом деревце стоит, там оно одно такое, увидишь. Вот около него дом с зеленым забором". )) Вот и узнали. А с этого момента самое интересное. Стучишься, начинает лаять собака, тебя встречает бабушка, а дальше есть два варианта развития событий: тебе удаётся уговорить бабушку вспомнить и спеть старинные песни, потому что, на самом деле, для неё это радость и повод вспомнить молодость, или тебе не удаётся. Потому что "время сейчас такое, верить никому нельзя", "дел полно" или "ничего не помню, давно было" и много чего ещё.

Это очень сложно, но в то же время интересней всего, потому что практически всегда именно "в доме за зеленым забором" находится кладезь - песни, истории, жизнь!

Есть в Курской области одна бабушка - Стоянова Татьяна Дмитриевна, которую я лично знаю с 2007 года и считаю одной из лучших находок (если так можно говорить) за все время экспедиций. Она невероятная! СПбГИК совместно с Курским Домом народного творчества сделали и опубликовали сборник "Песни и судьбы", где одна из главных героинь - наша баба Таня. Словами Татьяны Дмитриевны (расшифрованными с записей) описывается её жизнь, истории, любимые песни.

Каждая поездка в Курск или рядом - это обязательный визит к бабе Тане. Длинные и душевные разговоры, слезы и смех, грусть и счастье, ощущение бесконечности и конца одновременно. Естественно, я не могла не заехать к Татьяне Дмитриевне и в этот раз.

Приехали в Черный Олех, где она жила, увидели замок на заборе и занавешенные шторы. Сердце в пятки... Сели на лавочке у дома и стали надеяться, что она просто уехала. К счастью, нашли телефон бабы Тани, позвонили. Оказалось, что теперь она живёт у невестки, так как плохо себя чувствует. Встреча состоялась. 4 часа мы сидели, открывши рты, и слушали ее истории, продуманные как будто по сценарию для артистов разговорного жанра. Плакали и смеялись. 

На экваторе нашей поездки мы спланировали круговой маршрут по нескольким деревням, куда добирались только на велосипедах. Немного об этих местах.

 

В селе Вишнево, куда мы отправились далее, нас встречал, сейчас барабанная дробь - настоящий Герой труда. Бабичева Екатерина Павловна, местные называют её - Геройша. Во всем селе очень гордятся ею. Но Екатерина Павловна не только Герой труда, но и герой своей собственной жизни. Такую силу, терпение, честность, преданность себе и делу встретить можно не часто. Она всегда была верна своим принципам и, благодаря этому, стала героем и построила свое женское счастье. Екатерина Павловна одна из очень немногих женщин, которая ушла от своего мужа, потому что он ее обижал. Просто взяла и ушла, несмотря ни на что. Такую женщину в деревне встретить практически невозможно. Через несколько лет Екатерина Павловна нашла себе новую любовь и жила с ним счастливо, мирно и во взаимопонимании. Удивительно!
Чем не героиня. )

 

Геройша отвела нас к двум сестричкам, которые являются уникальными певицами. Болгова Екатерина Михайловна и Девятилова Анна Михайловна. Редко встретишь сейчас такой семейный дуэт. Одной 80 лет, другой – 88, и они уже 70 лет поют вместе. В профессиональной фольклорной среде это называется мастерский ансамбль (малая форма).

Далее мы отправились в село Стригослы, в котором нас ждали некие "москвичи", так их называют местные жители. Оказалось что, действительно, несколько жителей города Москвы уже больше 10 лет ездят в Курскую область, в село Стригослы, и изучают традиции и обряды. Являясь при этом не музыкантами, не фольклористами, очень далекими от подобных профессий людьми. Они не могут объяснить, почему приезжают сюда из раза в раз, почему купили здесь хаты и хотят ездить сюда общаться с бабушками чаще и чаще. Многие считают их абсолютно сумасшедшими и не понимают, зачем это все. Но нужно сказать, что это абсолютно удивительные люди, которые по велению сердца приезжают туда каждый раз совсем не хотят уезжать. Заземлились...
Сама деревня находится поодаль от всех дорог и трасс, "на дне древнего моря", как говорят местные жители. Заброшенная, умирающая, без дороги и нормального подъезда. Зимой они иногда вообще не могут выбраться, а дорогу чистят не часто. Администрация, наверное, думает, пусть живут, как хотят. Все равно там скоро все вымрут.
Для нас это место было особенно интересным, оно - как нетронутая земля. Люди живут, как островитяне со своими законами, временем и укладом.
Наташа ("москвичка") познакомила нас с Соборовой Натальей Пименовной. У бабы Наташи плохо со зрением, она видит только тени, но была готова к нашему приходу и обещала вспомнить песни. Немного погостив у нее, мы выяснили, что через несколько домов живет ее подружка Савенкова Анна Никитична. Баба Наташа и баба Нюня и раньше пели вместе, но сейчас не виделись уже несколько месяцев. Несколько месяцев, вы переставляете себе? Когда их разделяют всего несколько домов. Баба Наташа почти не видит и очень плохо ходит. Баба Нюня вообще почти не ходит, в молодости муж сильно её обижал. Мы помогли бабе Наташе дойти до подруги. Несколько домов, и они встретились - какое-то маленькое чудо. Мы сидели на лавочке у дома напротив реки, вспоминали песни и разговаривали.

Искупались в речке, переночевали у «москвичей», а на утро нас ждали 18 км пути в соседний район.
В некое звездное и очень песенное село Филатово. Встретившись с директором Дома культуры, поняли, что остановиться нам сегодня будет негде, кроме как в клубе на полу. Поэтому решили быстро поработать и быстро 30 км до дома. )) 

 

Наш маршрут занял около 70 км по очень гористым (велосипедисты поймут, о чем я), но невероятно красивым местам. Благо, природа в Курске просторная и раздольная - путешествовать на велосипедах одно удовольствие.

В селе Щеголек до отъезда мы запланировали еще несколько съемок. Например, съемка работы на ткацком стане. Золоторёва Мария Петровна умеет все своими руками и всю жизнь занималась такими прикладными делами. Еще в начале экспедиции мы пришли к ней и спросили про стан. Можете ли поткать, можем ли снять, очень просим и т.д. Она что-то бурчала про "много работы", но согласилась. Мы купили котоны (нитки), как она просила и пришли к ней. Рассчитали на эту съемку 3 часа, думая, что на этот процесс времени хватит более чем. Баба Маша, увидев нас, глубоко вздохнула, но раз обещал пошла «робить». Если не вдаваться в подробности, потому что про этот процесс и про саму бабу Машу будет отдельный пост, то вместо 3-х часов мы ставили, собирали и "наряжали" стан 10 часов. Снимали до захода солнца, а потом, начиная с рассвета. С каждым новым этапом сборки стана, глаза участников становились все шире и шире от удивления. И да, надо сказать, что через 10 часов была продета только первая нить! Все 10 часов - это только подготовка!! За это время мы успели подумать о важности и трудности ручной работы, о гениальности самого изобретения и процесса, об отношении к вещам и одежде.

 

 

Тебе нужна одежда или хозяйственный мешок? Пожалуйста! Вот инструкция:

  • Посадить коноплю
  • Собрать через полгода
  • Помять 
  • Вымочить
  • Высушить
  • Получить кудель
  • Напрясть нити на прялке
  • Нитями основать стан
  • Собрать стан
  • Потом спрясть
  • Затем сшить

Мы посчитали, что весь этот процесс, это почти год. Поэтому отношение жителей деревень ко всем вещам из ткани совершенно особое. Они их хранят, берегут, для них это часы и годы труда!

Что хотелось бы сказать в конце. Мы сделали этот небольшой фильм о надежде. О том, что появляясь в жизнях этих людей и проводя с ними немного времени, у них появляется надежда на то, что их знания и песни кому-то нужны. Это, правда, особое ощущение, которое очень трудно описать словами. Хочется надеяться, что фильм сможет сказать о наших эмоциях гораздо больше.
Приятного просмотра…